Есть такое понятие природы как дождь, который бывает довольно сильным. А сильный дождь, это много льющейся с неба воды, которая на земле образует лужи, больше похожие на озера. К этому прибавьте вечно забитые стоки, ямы на дорогах, да и сам профиль дорог, часто больше похоже нарисованный хвостом непокорного мула, чем рукой проектировщика. Да что наша страна. Посмотрите сейчас на Польшу, большая часть которой затоплена по самые… гм, верхушки дамб.
Итак, рассказываем, как преодолевать малые водные преграды.
Правило первое. По возможности в лужу, глубина которой или состояние дорожного покрытия под ней неизвестны - лучше не заезжать. Даже если придется накинуть крюк в пару лишних километров,. Потому как после такого проезда возможен ремонт вашего сухопутного корабля вплоть до капиталки двигателя! Сразу отвечаем, что значит "превышает всякую разумную глубину". Для легковушек − это 20-35 см (последняя цифра для солидных «дредноутов» D-класса). Для внедорожников (как истинных, так и паркетников − это 50-70 см).
Правило второе. Если лужу-озеро объехать ну никак не получается, необходимо вспомнить золотую народную мудрость − не зная броду, не суйся в воду. То есть надо убедиться, что критическая глубина для вашего авто не превышена. Как? Способов несколько. Самый очевидный и неприятный − разуться, закатить штаны (как вариант надеть сапоги) и лично промерить лужу. Второй способ − определить глубину по косвенным признакам: затоплению бордюров, стен домов и т.д. Способ чреват тем, что именно в этом месте может быть просадка дорожного полотна, которую вы, естественно, по косвенным признакам не определите. Способ третий. Съехать на обочину и подождать, пока водную преграду не преодолеет более лихой джигит.
Правило третье.
Движение осуществляем на первой-второй передаче, при 2000-2500 оборотах в минуту и не быстрее 10 км/ч. И ни в коем случае не останавливаемся, если глубина превышает 15 см! Объясняем почему. Скорость выше указанной может привести к поднятию волны перед бампером, которая вполне может достать до вашего воздухозаборника. Попадания воды в оный − это самое страшное, что может случиться. Попавшая в двигатель вода очень вероятно может вызвать гидроудар, разрушающий весь двигатель: трещина в блоке цилиндров, погнутые клапана, разрушенный коленвал и т.д. Для любителей физики поясню суть. Вода − это практически несжимаемое вещество. Попав в цилиндры, она мешает поршню дойти до крайней точки. Поршень с размаху ударяется будто о сталь. В цилиндре резко подскакивает давление, разрушается поршень и даже коленвал, пытающийся «дожать» поршень до необходимого положения. Особенно плачевно, если у вас дизель, т. к. рабочее давление внутри цилиндров у него намного больше, чем у бензинового двигателя.
Следим, чтобы волна не достала уровня воздухохаборника!
А почему нельзя останавливаться? Да потому что, когда вы двигаетесь, отработавшие газы не дают воде попасть в глушитель! Остановились − нет газов − вода в глушителе. То есть повторно вы не заведетесь. Машину из лужи придется вытаскивать подручными средствами. Ничего страшного, скажите вы. Ну как сказать. На многих автомобилях в глушителе расположен каталитический нейтрализатор (а по-простому катализатор), дожигающий отработанные газы, препятствуя выбросу СО и окиси азота, который вполне может выйти из строя. В принципе, можно ездить и без него. Даже мощность чуток повыситься, и упадет расход топлива. А загрязнять окружающую среду нам не впервой. Но наряду с катализатором там стоит лямбда-зонд, при выходе из строя которого бортовой компьютер заблокирует работу двигателя.
Даже если попали в глубокую лужу, дверь лучше не открывать, вполне можно выбраться и через окно
И еще одно замечание, чем больше вероятность гидроудара, тем меньше должны быть обороты двигателя. Так как чем выше обороты, тем разрушительнее последствия гидроудара. Лучше заглохнуть (и потерять катализатор и лямбда-зонд), чем угробить двигатель!
Если лужа у вас вызывает сомнения по части ее благополучного преодоления из-за глубины, не поленитесь и демонтируйте резиновый патрубок с впускного коллектора. Несколько минут езды без воздушного фильтра двигатель переживет.
Несколько минут езды без воздушного фильтра двигатель переживет
Правило четвертое. Перед проездом водного препятствия необходимо выключить кондиционер или обогрев салона, так как работающий вентилятор может водяной взвесью окунуть систему зажигания, что неизбежно приведет к остановки двигателя.
Правило пятое. Решили ехать по глубокой луже, едьте хладнокровно. Кратковременно взметнувшаяся волна перед бампером, это не повод паниковать, резко сбрасывать скорость или вообще останавливаться. Обращаю внимание на слово кратковременно. В этом случае подкапотное пространство, закрытое радиатором, его облицовкой и бампером. И вода так сразу не прорвется в святая святых − двигателю. А вот при торможении спадающая волна вполне может достать двигатель. Если же волна взметнувшись, не думает спадать, то лучше резко, ключом зажигания остановить двигатель. Опять же, заглохнуть вы заглохнете, но избежите гидроудара.
Правило шестое. Помните, что кроме вас есть и другие участники движения, которые также могут гнать волну, которая как раз может вам сильно набедокурить. Поэтому проявите терпение и пропустите коллег, а потом двигайтесь сами. Кстати, заодно и проверите глубину брода!
Высший пилотаж: преодаление водной преграды со льдом. Осторожно, плавающие льдины вполне могуи повредить радиатор!
Правило седьмое. После серьезного купания тщательно осматриваем автомобиль. Первое − электропроводка. Всю влагу вытираем салфетками, высушиваем воздушным насосом. Идеально − применяем аэрозольную смазку для труднодоступных мест.
Второе − убеждаемся, что в масло двигателя, коробки передач и мостов не попала смазка (масло в этом случае превращается в белую эмульсию). Если попала, меняем масло.
Правило восьмое. После преодоления водной преграды высушите тормозные колодки − несколько раз тихонько нажмите педаль тормоза во время движения.
Правило девятое. Даже неглубокие лужи проезжаем, не допуская фонтанов, бьющих из-под колес. Во-первых, опять же гидроудар. А во-вторых, может возникнуть такое явление, как аквапланирование, при котором начинается скольжение колес по поверхности воды. При этом управляемость автомобиля уменьшается и может практически прекратиться. Чтобы гарантированно избежать этого неприятного явления, кроме уменьшения скорости, старайтесь въезжать в лужу передними колесами одновременно и в луже двигайтесь прямолинейно. Чаще всего аквапланирование и неизбежно следующий за ним занос возникает при въезде в лужу и при выезде из нее. Так что будьте готовы к этому.
И в заключении. Лужи на пути автомобилиста будут встречаться всегда. Не в Сахаре все же живем. Поэтому, как их правильно преодолевать - знать надо! Помните, кто предупрежден, тот вооружен!
|